На протяжении долгого времени реальность виртуального плана считалась технологией, призванной устроить революцию в игровой сфере. Еще в ХХ веке делалось несколько попыток сделать так, чтобы она стала доступна массам, но добиться определенных успехов удалось лишь в 2012 г. Именно тогда фирма Oculus, воспользовавшись сервисом Kickstarter, осуществила запуск сбора финансов на самый первый из виртуальных шлемов - Oculus Rift.
Популярность проекта была очень высокой – удалось накопить около 2,5 млн. долларов, несмотря на то, что необходимо было всего 250000. Когда многим производителям стала очевидна перспективность этой методики, сулящая огромные возможности, они вступили в игру. Наиболее громко показали себя Sony и Valve. А изготовитель консолей PlayStation из Японии в 2014 г. представил миру свою разработку – шлем Project Morpheus VR. Впоследствии новинка была переименована в PlayStation VR, а затем элемент, предназначающийся для проектов, поддерживающих VR, обрел большой успех и популярность.
Как развивалась технология PS VR
Журналисты положительно отзываются в о технологии VR, предложенной Sony, начиная с самых первых версий. Существенный акцент был сделан производителем на то, что предполагается взаимодействие PS VR только с PS4. Ориентируясь на это, разработчики от Sony провели оптимизацию самого устройства, а создатели игр не столкнулись с необходимостью разрабатывать поддержку для разных версий компьютеров, с целью подключения Oculus Rift и второго по популярности шлема - HTC Vive.
Для Sony основная проблема представлялась в том, что эта технология еще не получила достаточной популярности на тот момент. Тогда еще было сложно судить, будет ли она успешной в финансовом плане. Риск вложения солидных сумм без получения в будущем результата, не добавлял энтузиазма. Кроме того, на момент создания PlayStation 4 виртуальная действительность еще являлась понятием «из будущего». Поэтому инженерам пришлось подгонять все под те форматы и методики, которые имелись на тот момент.
Официальное поступление в продажу шлема PlayStation VR произошло 13.10.2016 года, при этом стоил он 399 долларов США.
Плюсы и минусы шлема от SONY
Провести полноценное исследование PlayStation VR, без упоминания прочих VR шлемов и проведения аналогий, не получится. Глядя на главных оппонентов - Oculus Rift и HTC Vive, очевидно, что выпускать свое детище до того, как это сделают остальные, производитель не спешил. Таким образом, он выиграл время для устранения недостатков, но обойтись без них не получилось.
Регулярно используя шлем, невозможно не обратить внимание на то, какова его форма, и насколько он удобен в использовании. Шлемы Vive и Rift крепятся на голову ремнями, которые приходится туго затягивать, чтобы использование было наиболее комфортным. В то же время PS VR имеет удобное оголовье и мягкие внутренние подкладки. Они обеспечивают расположение шлема таким образом, чтобы он надежно и удобно «сидел» на голове, а очки находились на уровне глаз.
Разрешение дисплея – 1920х1080 пикселей. Но в PS VR из-за деления картинки, для восприятия каждым глазом предлагается всего лишь 960х1080 пикселей. Из перечисленных в обзоре устройств этот показатель ниже всего. Изображение обновляется с частотой 120 Гц. Благодаря этому показателю, можно не испытывать укачивания и сопровождающей его тошноты, да и глаза не так скоро устают. Но данную частоту необходимо соблюдать и разработчику, а если это не так, то по умолчанию показатель частоты будет всего 90 Гц.
Многих интересует, что означают на практике эти цифры, и что представляет собой работа виртуальной реальности. Технология VR позволяет создать целый мир, который игрок воспринимает, как реальный, вследствие присутствия следующих элементов:
- За воспроизведение визуальной составляющей отвечает экран, а объем изображению придают линзы, находящиеся у игрока между глазами.
- Дисплей расположен довольно близко к зрачку, поэтому в том числе и боковое зрение оказывается занято картинкой, в результате чего складывается впечатление полного погружения.
- Отслеживание движений головой, передаваемое в игру, в которой происходит их тщательное воспроизведение, выполняют внутренние сенсоры шлема и светодиоды, под контролем камеры PlayStation.
- Наушники считаются существенным, но не необходимым компонентом в таких играх. За счет их использования увеличивается погружение, особенно при наличии стереозвука.
- Мониторинг движений контроллеров подразумевает, что при использовании PS Move или Aim Controller, камера отследит их жесты и передаст в игру.
Алгоритм использования PLAYSTATION VR
Для точного отслеживания движений консолью, Sony применяет свой камерный модуль. Ею комплектовалось еще оригинальное 4-ое поколение в самом начале продаж. Продается такой гаджет и по отдельности, но стандартный набор PS VR комплектуется ею по умолчанию.
Первая версия имела некоторые сложности в плане подключения, для которого в большом количестве нужны были провода и различных манипуляций. Впоследствии они отчасти были решены производителем. Теперь нет необходимости в постоянном переключении кабеля между консолью и шлемом. Устройство подключается по стандартной схеме:
- Процессорный модуль подсоединяется к телевизору и консоли PlayStation 4 кабелем HDMI;
- Используя разъем AUX, к консоли подключается PlayStation камера;
- Через USB к консоли ещё раз подключается модуль процессора;
- Теперь модуль процессора следует подсоединить к адаптеру, а сетевой кабель включить в розетку;
- Шлем VR подключается через порт на лицевой части модуля процессора;
- Первичный пуск происходит после включения консоли и шлема. Последний активируется кнопкой питания, находящейся внизу под очками;
- Через порт на оголовье к шлему подключаются стереонаушники, имеющие специальное крепление.
Производя первичное подсоединение, необходимо убрать защитную плёнку с объектива. Для настройки формата оголовья используется закрепитель головной дужки, находящийся в тыловой части.
На последнем этапе настраивается камера. Устройство устанавливается лицом к зоне для игры, таким образом, чтобы свет с улицы или от осветительных приборов не попадал в него. Включившись впервые, необходимо будет покрутить головой, проверяя, насколько верно считываются датчики на шлеме.
Чтобы настраивать устройство дальше, следует нажать кнопку PlayStation (если речь идёт о геймпаде Dualshock 4). В меню потребуется выбрать пункт "Настройка PlayStation VR", после чего поэтапно пройти все шаги, указанные в схеме исполнения.
Взаимодействие PS VR с PlayStation 4 PRO
В последнем поколении приставок от Sony существует три варианта - оригинальный, "слим" и Pro. Последний вариант обладает самой большой мощностью, благодаря чему есть возможность гейминга в разрешении 4K и с HDR. Численность кадров, проходящих за одну секунду, довольно велика. Эти же параметры действуют и на свойства изображения - стандартная версия делает графическую детализацию ниже, но PS4 PRO обладает достаточной вычислительной мощностью, чтобы делать рендер всего изображения.
Существующие сейчас игры для VR имеют графику, почти соответствующую графике стандартных консольных проектов, но так как рендерить её приходится два раза (для каждого глаза по отдельности), то необходима вся мощность последней версии PlayStation. Так как именно эта консоль применяет ее, имея целью разрешение 4К, и трансформирует её для создания пары Full HD изображений, имеющих постоянную частоту кадров.Список самых востребованных игр для PlayStation VR
Когда появилась технология VR, в игровой сфере начались радикальные изменения - игры стали лишь узкой нишей, хотя их качество растёт год от года. Из всех проектов более всего выделяются:
Astro Bot: Rescue Mission считается одной из топовых игр для PlayStation VR. Представляет собой платформер, где игрок стандартным образом осуществляет управление главным героем. При этом ему придется нагибаться, крутить головой по кругу, контролируя передвижения других персонажей. Его главной задачей является помощь капитану Астро, которому необходимо собрать роботов, потерявшихся из команды.
Firewall Zero Hour - является полноценным шутером. Здесь нет одиночной кампании, а лишь режим мультиплеера, где участники собираются по четыре человека в команды, соревнующиеся между собой. Цель их - отключение защиты от взлома базы данных, при этом вторая пытается всеми способами препятствовать тому, чтобы информация была украдена. Для Firewall оптимально подходит Aim Controller, своей формой напоминающий огнестрельное оружие.
The Elder Scrolls Five: Skyrim VR - даже это легендарная RPG работает в VR режиме. Герой теперь может передвигаться иначе - теперь он умеет телепортироваться. Используя сенсоры PS Move, осуществляется управление руками персонажа. Они полностью имитируют настоящие движения. Использование стандартного контроллера подразумевает движение традиционным образом, правда без ощущения погружения в битву. Весь контент игры и её легендарная история сохранены.
Batman: Arkham VR - это одна из серий игры про Бэтмена, по сюжету никак не затрагивающая главные события. Игра строится на применении девайсов и гаджетов Бэтмена. Для игрока подготовлена работа в потаенной лаборатории, запускание захватного крюка и сканирование окружающей территории. Бои сюда не входят - необходимо лишь решать головоломки.
Rigs Мechanized Combat League - один из дебютных проектов для PS VR, где игрокам нужно участвовать в фантазийных спортивных соревнованиях будущего - здесь, на придуманных аренах, сражаются роботы под управлением человека. Имеются мультиплеерные режимы, а также игры для одного, где участник соревнуется в турнире на вылет, воюя с роботами, которыми управляет искусственный разум.
Until Dawn: Rush Of Blood - ещё одна версия для VR от авторов хоррора в режиме интерактив "Дожить до рассвета". Теперь участники не манипулируют жертвами, выбранными маньяком, а находится в его мозгу, интерьер которого является жутким парком аттракционов. Игра представляет собой рельсовый шутер, смысл которого в наблюдении окружающей обстановки, расстреливании противника и активации механизмов, открывающих дальнейшую дорогу.
В заключении
Когда PlayStation VR вышел на рынок, он был больше похож на попытку японского производителя оставаться в тренде. Но буквально за два года компания Sony подтвердила, что не только делает существенную ставку на нововведения, но и готова оказать ей всяческую поддержку. Представленный производителем виртуальный шлем - достаточно удобное и красивое изобретение, к тому же он хорошего качества. Кроме того, технология постоянно поддерживается оригинальными играми и новинками.